Жизнь Леонида Лаврентьевича Фотинова во многом связана с историей нашей страны и историей Кузбасса. Родился он в 1902 году в семье педагога. Свою педагогическую деятельность Леонид Лаврентьевич начал в 1921 году заведующим детской колонией для беспризорных в Грузии. Памятной для него стала встреча с народным комиссаром просвещения А.В. Луначарским.
В тридцатые годы по комсомольской путёвке Леонид Лаврентьевич едет на Дальний Восток. Около десяти лет проработал он в школах Николаевска-на-Амуре, на станции Возжановка, и всего один раз за это время получал отпуск. Это была интересная, творческая работа. За его плечами была музыкальная школа, и любовь к музыке слилась в его душе с любовью к детям. Он организовал струнный оркестр, хор. Было ещё много планов, интересных задумок. Но… наступил 1941 год.
Война привела Л.Л. Фотинова в Осинники. Грек по национальности, он был отправлен на трудовой фронт. Шёл 1942 год. Леонид Лаврентьевич был назначен в 6-ю школу учителем математики. Но вначале он привёл в порядок клуб в Стройгородке, собрал группу самодеятельных артистов. Школа №6 тоже встретила педагога неприветливо. Тесная, тёмная, размещённая в бараке, она выглядела совсем захудалой. За два года, когда Фотинов Л.Л., стал директором, всё преобразилось, в ней стало не только светло и уютно, но и её воспитанники стали первыми в городе по художественной самодеятельности, спорту, по детскому техническому творчеству.
Когда в 1944 году решался вопрос, кого назначить директором только что открывшейся холодной и неуютной школы №1, выбор пал на Леонида Лаврентьевича, верили: он справится с любыми трудностями. В морозы он вместе с учителями носил мешками уголь для котельной школы, чтобы отогреть здание школы. Фотинов Л.Л. сумел сплотить коллектив учителей и учеников. И вот уже 1-ая школа занимает призовые места в городских конкурсах. Шла война, вся страна работала для победы. Леонид Лаврентьевич прекрасно понимал, что его ученики должны быть готовы к трудностям фронтовой жизни. Он организовывает лыжные походы, нередко даже с ночёвкой в полевых условиях, что, безусловно, закаляло волю и дух будущих воинов.
Он всегда находился среди детей, отдавая им не только рабочее, но и свободное время. Активно участвовал в строительстве Дома пионеров. Человек одарённый, он создаёт в нашем городе первый малый симфонический оркестр, с увлечением руководит им. Потом на базе музыкальных кружков Леонид Лаврентьевич открыл первую музыкальную школу и был там одним из первых преподавателей.
В марте 1947 года он вступает в ряды КПСС.
В августе 1957г. Леонид Лаврентьевич директором открывшейся школы №5, в которой проработал 10 лет. Неутомимым на выдумку всегда был этот человек. Со своими учениками он задумал представить на выставку детского творчества инкубатор, причём цыплята должны были вылупиться в день открытия выставки. Он сам сделал чертёж инкубатора, основательно продумав освещение и всё необходимое. Заложили яйца. Его пятиклассники по очереди дежурили возле инкубатора. И всё получилось именно так, как было задумано.
В 1967 году вместо ухода на заслуженный отдых Леонид Лаврентьевич идёт работать заместителем директора по учебной части в открывшуюся школу №36.
В 1969 году Л.Л. Фотинов берёт на себя тяжелое (в далёких 1921-1923гг., к он заведовал детской колонией для беспризорных) дело – становится заместителем директора и преподавателем математики в Шушталепском спецучилище. Снова пришлось начинать почти с нуля. Трудные, собранные со всей страны дети, голые стены, выбитые стёкла…. Нелегко было педагогам.
Начал Леонид Лаврентьевич с педагогического коллектива. И это правильно, ведь и воспитатели, и учителя, и мастера должны вести единую линию воспитания и образования, действовать общими методами.
Создание коллектива учащихся он решил начать по опыту Макаренко – с совместного труда. Он предложил педагогам перейти на кабинетную систему. Распределили кабинеты, задействовали в их оформлении ребят. Дети загорелись, помогая во всём, даже цветы в коридорах развесили.
Леонид Лаврентьевич часто говорил своим воспитанникам, что от природы они добры, честны, помогая поверить, что они станут полезными обществу, т.е. хорошо знал их психологию. И «трудные» становились обычными ребятами, делились со своим педагогом, который находился с ними от «подъёма» до «отбоя», своими секретами мечтами, бедами и радостями.
После спецучилища Л.Л. Фотинов был инспектором гороно по опеке над детьми, преподавателем труда в школе №2 и закончил свою педагогическую деятельность в 31-школе. Было ему тогда …. 86 лет!!!
Из 97 прожитых им лет 65 Леонид Лаврентьевич отдал работе с детьми, работе творческой, результативной, высоко оценённой жителями города.
О Фотинове Л.Л. часто говорят с пометкой «первый», «первооткрыватель», «основатель». Он первый в городе организовал в годы войны лыжные походы для своих учеников. Он стоял у истоков создания первой музыкальной школы, Дома пионеров.
Он – основатель туристического движения в г. Осинники. С самого начала своей работы в Осинниках Леонид Лаврентьевич организовал походы с ребятами по Горной Шории, на Телецкое озеро. Это сейчас кажется делом обычным, а после войны сборы в поход стоили титанических трудов. Карточная система. На каждого человека, в том числе и ребенка, отпускалось строго определённое количество продуктов в день. А тут – многодневный поход. Надо было обойти не одну инстанцию, чтобы добиться разрешения выдачи продуктов сразу на неделю или две вперёд на всю группу. Поезда ходили редко. В походах первые туристы сами зарабатывали себе на питание. Зарабатывали в прямом смысле. Устраивались временно в колхозы на сельхозработы, получали за свой труд продукты и двигались дальше по маршруту. Каждый раз на ночлег сооружался новый шалаш, палаток в арсенале послевоенных туристов ещё не было. Вместо рюкзаков – вещмешки. В уголки мешков вставляли по картофелине, а затем на них крепились лямки. Карт Горной Шории тогда тоже ещё не было, все приходилось осваивать самим. Л.Л Фотинов был автором первого путеводителя по Горной Шории, открыл три маршрута на Телецкое озеро. В тайге он всегда был, как дома и, в какую бы чащобу ни забрёл, всегда находил выход. Из каждого похода Леонид Лаврентьевич возвращался полный живых впечатлений, обогащённый новыми знаниями.
Сколько он собрал и обработал краеведческого материала и сколько сделал по созданию в городе краеведческого музея!
В нём зародилась мысль создать в городе музей развития народного образования. Л.Л.Фотинов взялся за эту работу и в течение многих лет собирал материал, фотографии, вёл переписку со старейшими педагогами. Часть своего материала была передана и в городской музей. Итогом кропотливого труда стала публикация в газете « Время и жизнь» статьи «Из глубины веков» об истории народного образования города Осинники. (№ 46, 47, 48 за 1998год), приуроченную к 60-летию образования города. Удивительную, наполненную, интересную и творческую жизнь прожил Л.Л Фотинов. Жизнь, в которой он всё делал от души, на совесть.
В его доме всегда были его ученики. Однажды в окне своей квартиры Леонид Лаврентьевич даже установил телескоп, и начали они вместе смотреть на звёздное небо. Не было ни одного праздника, который бы он ни провёл с ребятами.
И сейчас в городе работает много учеников, которые его помнят. Есть среди них и музыканты, любовь к музыке им привил их учитель. В свободное время он брал в руки свою скрипку или садился за пианино. Без музыки его дом немыслим. И своим детям и внукам передал он свой талант. Его дочь Галина, которую он удочерил в годы войны, и внучка Светлана стали педагогами. Вместе со своей женой, Кларой Михайловной, он отдал делу народного образования 100 лет!
Фотинов Леонид Лаврентьевич награждён медалями: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945г.» (27/IV 1946г.), «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина» (3/IV 1970г.), «За трудовую доблесть» (21/VIII 1971г.), ему присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
Подвижническую трудовую деятельность Леонида Лаврентьевича высоко оценили горожане. В 1997 году сессией горсовета было утверждено положение о присвоении звания «Почётный гражданин г. Осинники». Несмотря на то, что наш город славится трудовыми победами горняков, первым Почётным гражданином г.Осинники стал Фотинов Леонид Лаврентьевич.
31 октября 1999 года на 98-ом году жизни Леонида Лаврентьевича не стало.
8 августа 2012 года исполнилось 110 лет со дня рождения этого замечательного педагога, Учителя с большой буквы, внёсшего неоценимый вклад в дело становления народного образования города и области.
Дмитрова Тамара Борисовна,
зав. педагогическим музеем «Родник» МБОУ ДОД ДДТ
Составила: Чернова Кристина Ивановна,
обучающаяся МБОУ ДОД ДДТ
В 1989 году директор Дома пионеров (ныне Дом детского творчества) Лидия Михайловна Кашицына пригласила меня на работу библиотекарем. В то время во всех образовательных учреждениях библиотека считалась кабинетом №1. На тот момент у меня уже был опыт библиотечной и воспитательной работы, т.к. позади было уже 14 лет работы в школе № 21, где я занимала должность старшей пионерской вожатой, библиотекарем и воспитателем группы продленного дня. Поэтому методика работы со школьниками мне была хорошо знакома.
При первой же встрече Лидия Михайловна предложила организовать при библиотеке кружок переплетного дела, необходимый инструмент и материалы имелись. Немного подумав, я пришла к решению, что заниматься только переплетным делом детям будет скучно и неинтересно. Из опыта своей работы я знала, что дети любят книги, любят слушать, когда им читают вслух, любят обсуждать и обмениваться мнениями. Ведь «испокон века книга растит человека!» Мне ли, библиотекарю, было этого не знать!?
В городской детской библиотеке (я и сейчас пользуюсь их фондом) я отыскала то, что мне было нужно – книга «Почемучка». Это и вдохновило меня на организацию именно такого кружка для первоклассников на базе школ № 21 и № 32. Так началась жизнь моего кружка «Почемучка».
Деятельность при библиотеке представляет широкие возможности для расширения и углубления знаний у детей. Самое главное, что ребенок не просто усваивает информацию, а активно, хотя и не всегда осознанно, формирует свой образ «Я». Для кружковцев «Почемучки» ежегодно проводились воспитательные массовые мероприятия с единой тематикой на год, такие как «Школа этикета», «Азбука здоровья», «Литературные встречи».
Оглядываясь назад, могу с полной уверенностью сказать, что коллектив Дома пионеров был особенный: творческий, сплоченный, дружный, сердечный. Я всегда с большим удовольствием приходила на работу, где царило творчество и вдохновение. Только с сердечной теплотой вспоминаю своих коллег. Для меня было большой ответственностью работать в таком коллективе рядом с такими людьми:
- театральную студию возглавлял Анатолий Григорьевич Рагулин – опрятный, приветливый, корректный и творческий человек;
- народными танцами руководила в то время Валентина Михайловна Степанчук, которая, не смотря ни на что, никогда не унывала, заряжала всех своим оптимизмом;
- с большим азартом туристическим делом занимался Виктор Андреевич Зотов – ходячая энциклопедия, компетентность и скромность – основные его отличительные черты;
- активную работу со старшеклассниками вела Валентина Павловна Гусева, которая была очень ответственная и принципиальная во всех отношениях;
- а еще мне очень нравился кружок «Юный столяр», где мальчиков учили забивать гвозди, выпиливать из дерева поделки, строгать – учили мужскому ремеслу. А руководителем этого кружка, как ни странно, была замечательная женщина Галина Юрьевна Куртукова;
- с большим уважением вспоминаю Вадима Александровича Шерсткова, который занимался военно-патриотической работой. Ах, какую оборудовал он землянку в ДДТ! А какие были военно-патриотические парады и смотры!
- не могу не вспомнить о людях, без которых ни одно мероприятие не пройдет на «УРА!», это Сергей Богданович Кумбатов – музыкальное сопровождение; Тамара Васильевна Миневская – художник-оформитель; Светлана Владимировна Иванова – культорганизатор.
Отрадно, что не изменили своему делу Акимова Мария Ивановна, которая сейчас является заведующей отделом дошкольного образования; Илларионова Ольга Степановна, которая продолжает учить детей декоративному творчеству.
Я считаю себя счастливым человеком, т.к. всегда испытывала и до сих пор испытываю радость и удовлетворение от своего труда. Наверно, этим обусловлено постоянное самосовершенствование, успехи и достижения моих учеников. Есть чем гордиться! Я точно могу сказать, что моя жизнь не прошла даром, без малого 40 лет отдано делу воспитания школьников.
Многое из опыта моей работы опубликовано в московских журналах «Досуг в школе», «Библиополе», «Педагогическое творчество», «Воспитание школьников», а также обобщен опыт работы в журнале «Библиотека».
Бачинина Елена Алексеевна,
педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДДТ
2013г.
С Домом детского творчества связаны 28 лет моей трудовой деятельности. Начала работать в августе 1982 года в Доме пионеров, который находился при ДК «Октябрь». Директором тогда была Ящук Виолетта Петровна. Я занималась с детьми мозаикой, аппликацией, поделками из природного материала.
В 1986 году Дому пионеров предоставили здание по ул. Кирова, 27. Началось тесное сотрудничество со школами №3 и №5, а затем и в школе №16 был открыт кружок «Мастерок». Здесь зародилась традиция выдавать детям своеобразные дипломы об окончании трёхгодичного курса занятий.
Работы учеников много лет бережно хранились в библиотеке школы.
В связи с празднование Дня Победы организовывались встречи с ветеранами войны и труда Кинжибаловым И.А. и Фотиновым Л.Л.
Запомнились экскурсии в Кузедеево, на фабрику игрушек, на Прокопьевский фарфоровый завод, на КМК, детский городок г. Междуреченска.
Поездки в цирк становились настоящим праздником для детей.
Вместе с активистами объединения совершили поездку «Могилёв – Хатынь».
Побывали на «Буйновом поле». Здесь Константин Симонов писал свой роман «Живые и мёртвые», здесь, по завещанию писателя, был развеян его прах.
Мы продолжали сотрудничать с музеем. Здесь проходили литературно-музыкальные композиции, встречи с ветеранами войны.
Организовали приём в пионеры с участием делегата съезда комсомола.
Благодаря поддержке Губернатора Кемеровской области А. Г. Тулеева, обучающиеся побывали на отдыхе лагере «Дубравушка» в Туапсе, откуда привезли грамоты за свои работы.
Посещать объединение «Коллаж» было престижно. Родители (Резниченко, Логиновы) из отдалённого района Стройгородок сами по графику привозили своих детей на занятия.
С 1995 года объединение стало называться «Коллаж». К традиционным мозаике и аппликации добавились новые технологии: папье-маше, изонить (нитяная графика), коллаж, граттаж (процарапывание рисунка шилом или иглой на основе, покрытой восковыми мелками и гуашью). Творческие работы ребят можно встретить на выставках, приуроченных к различным праздникам, в ДК «Шахтёр», в администрации города, в музее.
Лето было жаркой порой в работе нашего объединения. Активно работали в летних лагерях при школах №16.
Проводились мастер-классы для учителей младших классов и учителей технологии.
В загородном лагере «Дружба» для занятий нам выделили даже отдельную комнату. Занятия пользовались неизменной популярностью. Год спустя воспитанницы объединения «Коллаж» Гилёва Света и Бородушкина Наташа по просьбе директора лагеря сами организовали работу кружка, за что получили благодарность. На занятиях с обучающимися младшего школьного возраста мне нередко помогают старшие ребята.
С доброй улыбкой смотрю на эту фотографию, сделанную на мастер-классе в центре дневного пребывания пенсионеров. С каким увлечением осваивает этот мужчина технику «Изонить»! Да, творчеству все возрасты покорны…
Все годы работы в Доме пионеров, а затем в Доме детского творчества я старалась подобрать ключ к сердцу каждого ребёнка, научить их общению, сплотить в дружный коллектив. Чаепития помогали создавать уютную атмосферу, различные конкурсы развивали дух творческого соперничества. Традиционными стали новогодние праздники, конкурсы «А ну-ка, девочки!» и др.
Неоценимую помощь мне всегда оказывали родители обучающихся детей. (Статья «Несколько слов на прощание»). Работа педагога дополнительного образования – непрерывный круговорот: открытые занятия, творческие разработки, обмен опытом, выставки, конкурсы – всё это, конечно, требует немалых усилий.
Приятно, когда тебя встречают на улицах повзрослевшие воспитанники, благодарят, присылают письма и фотографии.
«С тех пор, как мы ходили в кружок к Ольге Степановне, прошло много лет. Сейчас мы уже взрослые, у нас есть дети, мы работаем (МДОУ №21, воспитатель и Новокузнецкий педагогический колледж №2, преподаватель). Очень часто мы вспоминаем те дни, которые мы проводили с Ольгой Степановной, и то, чему она нас учила. В её кружке мы учились делать различные поделки из природного материала, учились вязать. Всё это воспитывало в нас самостоятельность, ответственность, инициативность, творчество. Всё, чему мы научились в кружке, мы применяем не только в работе, но и в повседневной жизни».
Я люблю свою работу. С радостью прихожу в Дом детского творчества, где уже 65 лет не смолкают голоса ребят, которые стремятся научиться творить прекрасное.
В конце апреля 2014 года на адрес Дома детского творчества из далекого Бреста пришло письмо и две черно-белые фотографии. Написала письмо Леонтьева Ольга Диоскоровна – дочь Пауля Павла Николаевича. Текст письма содержал следующее:
«Случайно прочитала в интернете статью «По волнам нашей памяти» про историю бывшего Дома пионеров, ныне Дом детского творчества города Осинники.
Мне было очень приятно, что на моей Родине помнят моего отца – Пауля Павла Николаевича (настоящее его имя – Диоскор).
Отец всю жизнь интересовался техническими новинками. С 1964 года, проживая в шахтерском городе Червонограде Львовской области, он устанавливал новое оборудование в санатории для шахтеров, занимался оснащением кинотеатра, иллюминацией города, разрабатывал оборудование для шахт, а еще преподавал шахтерам электротехнику в учебно-курсовом комбинате.
Как и многие люди, выросшие в довоенные годы в Сибири, был бескорыстным энтузиастом, зачастую работавшим бесплатно.
Посылаю Вам фотографии, сделанные в Доме пионеров 60-х годов. Не только киномеханике обучал ребят отец в Осинниках.
Своими руками они собирали снегоход и назвали его «Аэросани». На фото отец в качестве испытателя снегохода.
Большое спасибо за память о папе. Мы всей роднёй перечитывали статью. Не ожидали, что в далеком сибирском городке о нем помнят».
Мы в свою очередь очень удивились тому, что нашлись родственники педагога Дома детского творчества, который стоял у истоков его создания и развития.
Та информация, о которой нам сообщила Ольга Диоскоровна, очень ценна для нас, для истории нашего учреждения, т.к., к сожалению, уже очень мало осталось в живых людей, которые были «первооткрывателями» и начинателями дополнительного образования в городе Осинники. Эту информацию собираем по крупицам и дорожим ею.
Спасибо Вам большое, Ольга Диоскоровна, от всего нашего коллектива!
17.30. Вот и закончился ещё один день моей трудовой жизни. Еду в трамвае домой. Смотрю в окно, за которым мелькают дома, машины, люди. На душе тихо и спокойно. А в голове мысли о житейском... Ловлю себя на мысли, что я довольна своей жизнью и благодарна судьбе, что у меня есть мама (дай ей Бог здоровья), брат, сестра, самые лучшие сын и дочь, любимые внук Марк и внучки Ева и Злата и, конечно, мои замечательные коллеги по работе. С ними, как ни странно, я провожу большую часть своей жизни. В год по табельному календарю 1760 часов. За 25 лет сумма получается приличная.
Я ценю своих коллег. Они разные, но всех их объединяет творчество, а все творческие люди неординарные, одним словом, чудаки, беззаветно преданные своему делу. Кажется, Горький сказал: «Чудаки украшают жизнь». Ну, разве не чудак одержимый идеей туризма Виктор Андреевич Зотов? С другой стороны, это цельная натура; выбрав свой путь, он упорно идёт по нему всю жизнь, не разбрасываясь по мелочам. Недавно ему присвоили звание «Почётный гражданин г. Осинники». Я радуюсь его заслуженному успеху.
А Вадим Александрович Шерстков. Всем чудакам чудак. В 1986 году я работала методистом по военно-патриотическому воспитанию и Вадим Александрович был моим непосредственным начальником. Его командного голоса как-то побаивались, уважали за требовательность, дисциплинированность, пунктуальность и редкое на сегодняшний день рыцарское отношение к женщине. Он был основателем клуба «Юнармеец», который посещали мальчишки со всего города, учил их стрелять из пневматической винтовки, бегать на лыжах. Мальчишки мужали на глазах. А какие замечательные мероприятия проходили в «землянке», которую вместе с ребятами соорудил Вадим Александрович в подвальном помещении Дома пионеров! Встречи с ветеранами великой Отечественной войны, беседы о героях, соревнования игры «Зарница» в обустроенном своими силами спортзале остались в памяти детей и взрослых на всю жизнь.
Работая в Доме пионеров, мне посчастливилось встретиться с многими интересными людьми. Сейчас кто-то из них сменил место работы, уехал в другой город или ушёл на пенсию. Это Марченко Татьяна, методист по работе с пионерами, Науменко Надежда, методист по работе с комсомольцами, Звонарёва Людмила Ивановна, методист по работе с клубами по месту жительства. В памяти всплывают десятки имен талантливых педагогов дополнительного образования.
Быстро летит время. Жизнь в Доме детского творчества бьёт ключом. Я рада, что востребована в этом круговороте городских мероприятий, смотров, праздников, что у нас сложился дружный коллектив. Творческая работа с детьми не даёт скучать, это живой процесс.
Завтра – новый рабочий день. Новые находки, встречи, планы.